Страницы

пятница, 27 марта 2009 г.

Про Макса

Года три назад мы уезжали на отдых, и чтобы не скучать, в дорогу я взяла сборник рассказов Е.Гришковца. Был в нём рассказ "Погребение Ангела" о том, как в одной обычной городской семье умерла собака, и как хозяин ночью бегал с этим псом по городу, не зная, где его похоронить, о том, как понимаешь, что животное, живущее рядом с тобой в твоем доме - уже не просто животное, а член семьи. Я тогда прочитала этот рассказ, содрогнулась от мысли, что мне тоже когда-нибудь придётся это пережить, но решила, что это ещё не скоро случится и успокоилась. Макс тогда и не думал болеть...
Макс - это наш кот. Мы подобрали его на улице 10 лет назад. Я, вообще-то, не планировала никаких животных в доме. Это же не тамагочи завести - животным нужен уход, нужна забота и внимание... любовь нужна...Я не могу сказать, что не любила животных, но я их любила в чужих домах.
А этот кошарик был просто ужасен - рыжий, он сидел в сырых прошлогодних листьях, плакал (это я потом узнала, что для персидских кошек это нормально - плакать), хвост был похож на кожаный шнурок, усов нет - то ли обрезали, то ли опалили... Вообщем, сказать, что он был жалок - ничего не сказать.
Юля, увидев этого чудика, начала причитать:"Мамочка! Давай его заберем домой! Он тут погибнет! Ну пожалустааааааа!!!". Сердце моё не каменное, я подумала, что она права - вид у него, мягко говоря, не презентабельный, раз сидит в людном парке и никто не подобрал, то врядли и подберут. К тому же тут собак выгуливают... Вообщем, решили забрать, а потом видно будет - может и пристроим к кому-нибудь из знакомых.
Дома я бедолагу отмыла, накормила и рачесала. Кот оказался ласковым и умным - сразу сообразил, где туалет, где можно спать, где есть, и что вообще можно, а что нет. Имя выбрали по принципу "на какое отзовется" - отозвался на Макса.
Вообщем, кот остался с нами. Он был спокойным и не доставлял нам никаких проблем. Сидел на подоконнике и щурился на солнце... урчал, как трактор, когда Юляка гладила его, засыпая...
Когда бывало, что Рустам, выпив лишнего приходил с работы, я не разговаривала с ним (а о чем с пьяным разговаривать?!..) Тогда он брал Макса, сажал рядом с собой на кухне и жаловалсяему на жизнь - на меня, на начальника-подлюку, на дороговизну бензина и на усталость... И Макс понимающе ему подмигивал...
Когда Юля уезжала летом в детский лагерь, Максим тосковал, отказывался от еды и целыми днями лежал на её диванчике.
Когда Тимур стал ползать и обнаружил, что в квартире, помимо папы, мамы и сестры ещё и кошарик имеется, он отлавливал несчастного Макса, садился верхом, гладил его (не сложно представить, как "гладит" кошку годовалый ребенок). Максимка терпел это всё с каким-то человеческим великодушием - ну чем бы дитя не тешилось. И только когда Пухля его совсем доставал, он в удобный момент сматывался в шкаф в коридоре. В комнату после появления Пухли Максим не ходил - как это не невероятно звучит, но ему было достаточно сказать, что в комнату теперь заходить нельзя.
Иногда я вешала ему пинков, когда он мне попадался под горячую руку и путался под ногами. Потом мне становилось стыдно, и я его жалела...
А этой зимой Максим заболел... Ему стало плохо сразу после Нового года, но мы со всеми этими хлопотами и походами по гостям, к стыду своему, сразу этого и не заметили - ну лежит кот и лежит... старый уже, ему положено... в ночь на Рождество ему совсем поплохело, шею раздуло, он не вставал и не ел. С утра мы рванули в ветклинику, врач нас обнадёжил, сказав, что это всего лишь абсцесс. Ему сделали операцию. После неё Макс прожил ещё 2 месяца...Что это была за жизнь - уколы, перевязки, воротник этот пластиковый на шее (он долго не мог к нему привыкнуть и вечно застревал, когда лез в шкаф...)Мы делали всё, что могли, но ему становилось хуже... возили ко врачу ещё и ещё... нашли опухоль, оказалась неоперабельной... оставалось только ждать, когда всё закончится...
Я всегда думала, что если мой кот тяжело и безнадежно заболеет, то я усыплю его, чтобы не мучить. Но кто бы знал, что это окажется так трудно - принять решение, что всё, теперь пора. За эти 2 месяца я так и не решилась на это. И когда ему стало совсем плохо, Рустам снял с меня эту ответственность (я очень благодарна ему за это)и отнес Макса ко врачу сам.
Я ждала его в машине... Рустам вообще-то не сентиментальный, я всегда считала, что он сухарь и мог бы быть помягче что ли... Но когда он вышел с пустой сумкой из клиники, его глаза были красными и мокрыми от слёз. Подошел к машине, не смотря на меня (наверное, стесняясь своих слёз... их же так растят - мужчины не плачут...), взял сигарету и ушел в сторону курить... А мне было ужасно стыдно от того, что мои глаза сухи, и что где-то глубоко внутри, я чувствовала облегчение, что всё закончилось и для Макса и для нас, и что это пришлось делать не мне, а Рустаму...
Только дома и меня накрыло... два пакетика корма на подоконнике... его расчески в ванной...подстилка в шкафу и кровь на ней... и тоскливое осознание того, что больше никогда я не увижу его в окне, когда иду домой... что он больше никогда не будет клянчить бананы у жующего Пухли... и никаких пьяненьких разговоров с Рустамом... и урчания на Юлькиных коленях... и не подмигнет мне больше с понимающим видом своим желтым глазом... Что его вообще больше никогда не будет!..
Вот так прожил Макс рядом с нами. Наверное, любил нас по-своему, по-кошачьи. И нас научил любить. И заботиться. И чувствовать ответственность. Думаю, что ещё очень долго я буду находить его шерстинки по дому. Находить и вспоминать, каким он был. Одно я точно знаю - он был лучшим котом из всех, которых я знала.

4 комментария:

  1. Оля, я прочитала со слезами на глазах. Со мной такое уже было. Моя первая кошка прожила с нами 13 лет. Я взяла ее когда ей было 2 недели (ее мама-кошка выпала из окна и погибла через 3 дня после окота, а хозяева не смогли утопить котят и выкормили их), кормила ее из пипетки, вылизывала тряпочкой вместо кошки. Она была членом семьи, встречала и провожала, умела пожалеть... А потом заболела и угасала в течение месяца. В клинику ее возил мой отец. Долго потом было ощущение пустоты... Моя мама через год снова взяла котенка, сказала не может привыкнуть, что никто не встречает у двери и т.д. Я уже так и не смогла привязаться к новой кошке. Она ведь не моя Мотя... Вот такая длинная история.

    ОтветитьУдалить
  2. Оль, я очень переживала за Макса, я надеялась, что он поправится после операции... я очень люблю кошек... они такие классные... я люблю их больше собак, потому что в кошках есть какая-то непредсказуемая прелесть, а у старых кошек, которые долго с тобой прожили складывается еще и характер, сравнимый с человеческим... моя Муська со мной уже 18 лет. И я тоже уже на протяжении нескольких лет боюсь, что она уйдет от нас... но она живет... уже такая старая... почти все время спит... ходит только в туалет, да на кухню поесть... а остальное время лежит или спит... Муська очень изменилась после рождения Насти, она поняла, что в моей жизни появился кто-то очень и очень важный... кошка стала какой-то "незаметной" в доме... к Насте не подходила первый месяцев 6, даже в нашу комнату перестала заходить...

    ОтветитьУдалить
  3. Оля, я читал и плакала, последние предложения даже никак не могла дочитать от слёз. Я обожаю кошек. У меян был кот Мурзик, ему было 13 лет когда он ушёл и больше не вернулся. Я долго потом ходила искала его по соседним дворам, но он никогда так надолго не уходил и тогда я поняла, что его больше нет. Как долго я переживала. У нас потом были ещё кошки, но так как Мурзика я не смогла их любить.
    Но должна заметить что так как получилось у мня с котом намного проще пережить, чем в твоей ситуации. Я бы наверное каждый день ревела бы, если бы у меня на руках считай умирал бы кот.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, девочки... так это тяжело... я иногда думаю, что прожила с ним всё это время бок о бок, со многими людьми я столько времени не провела, как с Максом. Конечно, не то, чтобы я уделяла ему каждую минуту своего времени, иногда его вообще можно было не замечать - он жил своей кошачьей жизнью. Но он был неотъемлимой частью моей жизни, а теперь на его месте пустота... Ловлю себя на том, что ищу его миску, когда разделываю мясо... или на автомате смотрю корма в магазине... вечером, когда сижу на кухне, жду, когда он начнет царапать дверь, чтобы зайти... вообщем, всё пока болит.
    Я даже не догадывалась, что буду так привязанна к животному. Многие мои знакомые этого не понимают - переживать из-за кошки? Ну, жалко, но не родственник же умер... можно и другого взять... Может, не самый удачный пример для сравнения, но всё-таки... если человек теряет близкого друга, никто не утешает его словами "Ну, жалко, конечно... а ты другого заведи." Другой так и останется другим, может я буду любить его не меньше Максимки, но он им всё равно не станет. Пока я не готова принять другого пушистика. Думаю, что вообще вряд ли на такое пойду - как ни крути, но кошачий век меньше нашего, а второй раз пережить такое я не хочу.

    ОтветитьУдалить

счетчик посещений